Журнал Секретарское дело                                           Архив журнала Секретарское дело  О журнале  Реклама в журнале Секретарское дело  Контакты 



 


«Читаем по лицу: вспомогательные формы в подборе и оценке персонала по физиогномике»

Вероника Троценко, менеджер по персоналу компании GMCS

«Подберите нам пару человек обучаемых, толковых с горящими глазами!». Такие простые по формулировке запросы встречаются довольно часто. В основе этих запросов, как можно увидеть, лежит физиогномика — вспомогательный инструмент подбора персонала.

Физиогномика получила интенсивное развитие в Средневековье и буквально пронизывала визуальную культуру в европейской истории, особенно в 18-м и 19-м веках. Основные представления физиогномики базировались на предопределенности в человеке психического (нравственного) и телесного, того, что ему предписано природой. Например, Аристотель и Платон верили, что физическая красота была связана с добротой. Практиковалась физиогномика и в странах Азии, есть даже такое направление, как китайская физиогномика. В целом, в истории физиогномики можно встретить сотни известных имён, от Леонардо да Винчи до И. Сикорского.

Физиогномика не утратила своего значения и сегодня. Современными исследованиями подтверждается связь внутреннего психологического содержания человека с внешними особенностями строения лица. Несмотря на то, что физиогномика так и не признана наукой, данный метод довольно успешно используется наряду с классическими методами подбора и оценки персонала.

В наши дни физиогномика поможет HR-специалисту:

  1. Тратить меньше времени на рекрутинг, так как позволяет быстро сформировать мнение о человеке, которого мы видим впервые.

  2. Более качественно проводить оценку кандидата, оперативно определять характер собеседника, его эмоциональное состояние.

  3. Минимизировать количество «непопаданий» при отсеве кандидатов.

Работая в ИТ-компании, я использую физиогномику при подборе сотрудников, в особенности на позиции, требующие взаимодействия с клиентами — консультанты, руководители проектов и т.д. Тем не менее, рекомендую «мягко» подходить к использованию этого метода и быть объективными в своих оценках.

Известно, что первое впечатление о кандидате, складывается в течение первых 3-5 минут. Самые яркие моменты во внешности человека сразу же обратят на себя внимание, что даст дополнительную информацию о кандидате и поможет в принятии окончательного решения — предлагать ему оффер или нет. Итак, собеседование с кандидатом.

  1. Походка

Первое, что может привлечь ваше внимание — это походка, она способна много рассказать про характер. Мы не сможем сразу сказать, кто по темпераменту перед нами: холерик или меланхолик. Однако походка поможет понять, динамичный это человек или нет, активный он или пассивный. Это наблюдение будет очень важно для определения психологической совместимости с руководителем. Если руководитель холерик, то флегматика или меланхолика он долго не потерпит, они будут раздражать его. И высоки риски, что подобрав прекрасного специалиста, мы обречем на головную боль и того, и другого. Короткие протяжные шаги свидетельствуют, что человек ленив по натуре; вращающий плечами — много думает о себе. Большой шаг отличает великодушных и прилежных людей, короткий — злопамятных и вздорных.

  1. Лицо

Исторически существуют некоторые особенности в физиогномике мужчин и женщин. В отношении мужчин принято обращать внимание на рост, форму головы и ушей. В отношении женщин — на форму бровей, нос, волосы. Цвет, длину волос в наши дни следует «считывать» с осторожностью, так как в первую очередь это является способом самовыражения человека, результатом следования модным тенденциям в конце концов.

Наиболее информативными компонентами лица являются глаза. Физиогномисты говорят, что это «глаза — зеркало мысли», а древние китайские физиогномисты считали глаза «зеркалом ума». Глаза являются самым сложным объектом для изучения и интерпретации. Для оценки глаз применяют целый ряд признаков: размер, посадка, профилировка и длина глазных щелей, взгляд, фокусировка, характер строения глазниц, век, цвет. И опять же стоит делать поправки на современность. В наши дни люди могут носить цветные контактные линзы, и это также говорит о том, что человек выбирая, например, синие. линзы стремиться быть более решительным, тщательно продумывает свои планы.

О чем могут рассказать глаза кандидата? О лидерских качествах, энергии, лидерстве. Обладатели больших открытых глаз, как правило, коммуникабельны, имеют легкий характер. Глаза впалые, с прищуром говорят о большой проницательности, хитрости и недоверчивости к окружающим. Имеет значение и качество зрения. Принято считать, что люди с хорошим зрением мудры, решительны, настойчивы в достижении своей цели, поскольку умеют концентрироваться на важном.

Дополнением к характеристике глаз являются брови. Физиогномика позволяет определить характер человека по бровям достаточно точно. Густые длинные брови говорят о хорошем состояние здоровья. Округлые брови принадлежат артистичным натурам. Прямые — перед вами человек прямолинейный, довольно сложный. Высоко расположенные брови свидетельствуют о принципиальности, избирательности, целеустремленности. Низкие брови принято считать признаком практичности, ориентацию на реальные цели.

Рот действует как аппарат речи и выражает мысли человека, приоткрывая склад его характера. Размер и форма рта помогают определить внутреннюю энергию человека. Важным показателем уровня интеллекта считают угол, образуемый носом и верхней губой. В связи с этим выделяют прямой угол, при горизонтальной линии ноздрей; нос, расположенный под тупым углом по отношению к верхней губе, приподнятый слегка вверх и опущенный, образующий острый угол. Люди с маленьким ртом лучше хранят тайны, с большим — чаще болтливы. Вместе с этим первый тип — интроверты, не нуждающиеся в излишнем общении. Люди с большим ртом и широкой улыбкой — экстраверты, питающиеся связями извне.

Нос — показатель уровня любопытства. Анализируя нос следует сопоставить его размеры, форму и другие признаки со всем лицом, и только в сравнении говорить о гармонии, соразмерности и пропорциональности. Крупный нос — признак чувствительности и хороших коммуникативных способностей, несмотря на нарочитую невозмутимость и спокойствие. Нос с горбинкой символизирует высокую чувствительность к критике и оскорблениям, гордость, высокомерие, неуступчивость, щепетильность. Слегка вздернутый носик — признак наивности и самонадеянности. Желобок между носом и губой тем выразительнее, чем больше у человека решительности и чем больше его слова соответствуют действиям. Следует помнить, что для носа характерны выраженные возрастные изменения, которые проявляются в увеличении выраженности спинки, опущении его основания и кончика носа, в уменьшении носогубного угла на фоне углубления носогубных складок.

  1. Манера поведения

Один из объектов исследования в физиогномике. Манера поведения, т.е. внешние проявления и действия человека — хороший способ соотнести кандидата с корпоративной культурой организации, мысленно «вписать» его в коллектив. Поэтому с первых минут стоит внимательно наблюдать за жестами человека, соотношением вербальной и невербальной информации. Если корпоративная культура вашей организации носит неформальный характер, в ней нет жесткой системы иерархии и ваш коллектив это «единство непохожих», то вряд ли вам подойдет кандидат, который не будет готов разделить эти ценности и всем внешним видом демонстрирует это.

Если кандидат на собеседовании не может найти комфортное для его тела состояние — либо слишком зажат, либо, наоборот, чрезмерно расслаблен, это может свидетельствовать о либо о том, что человек нервничает, что в общем-то является нормальной ситуацией, либо о том, что кандидат не уверен в себе или он пытается казаться тем, кем он не является. Для продуктивного собеседования HR-специалист должен помочь кандидату расслабиться, стабилизировать свое состояние. Обычно в начале интервью я задаю несколько сближающих вопросов, которые создают доверительную атмосферу и позволяют переходить к главному.

Ложка дегтя

В профессиональном сообществе отношение к физиогномике неоднозначное. Ряд специалистов относят физиогномику, наряду с графологией и френологией, к псевдометодам, связанным с субъективным восприятием информации, и, как следствие, ошибочным выводам. Но на то физиогномика и считается вспомогательным методом, которым HR-специалист может либо пользоваться, либо нет.

Кроме того, принято считать, что физиогномика позволяет получить информацию, которая релевантна только здесь и сейчас. Внешняя среда, обстоятельства и опыт могут изменить человека в будущем, в том числе даже какие-то его внешние черты. Поэтому следует использовать физиогномику для принятия решений в настоящем, а не для прогнозирования будущего. По мнению специалистов-персонологов, каждое изменение в чертах лица связано с изменением поведения человека. Мы можем предсказать на каком периоде находиться человек на данный период подъёма или спада, успехов или неудач. На лице человека расположены основные рецепторы, которые и дают очень важную информацию о направленности внимания его концентрации и переключаемости. Мимика живо передает окружающим истинные переживаемые человеком состояния.

Как бы то ни было, физиогномика имеет место быть в нашей жизни. Ежедневно мы интуитивно опираемся на свои впечатления, полученные от «разглядывания» другого человека, для принятия решений — стоит ли доверять данному человеку, можно ли вести с ним дела и т.д. В начале 2000-х было проведено интересное исследование: группе людей были показаны 2-секундные видеоролики лекций профессоров, и им было предложено определить преподавательские способности каждого. Ответы группы совпадали с ответами студентов, у которых эти преподаватели преподавали целый семестр. Всего за две секунды группа смогла предсказать способность профессора к преподаванию, опираясь на физиогномику. (Источник: https://www.interview4.com/physiognomy-hire/)

Физиогномика и технологии

Поскольку деятельность нашей компании напрямую связана с технологиями, хотелось бы немного рассказать про современные возможности, которые могут применяться для целей физиогномики. Задумывались ли вы над тем, может ли специальная программа идентифицировать сложные черты личности, просто анализируя ваше лицо? На рынке существуют компании, которые заявляют, что это вполне под силу. Например, стартап Faception собирает изображения людей из различных источников, включая загруженные фотографии, потоковое видео и фотографии в базе данных. Используя технологии машинного обучения, алгоритм кодирует черты лица, включая соотношение ширины и высоты, а также ключевые точки, например, уголки глаз или рта. Используя набор запатентованных классификаторов, алгоритм определяет тип личности. Например, «HIGH IQ» — насколько у человека развито логическое мышление, обладает ли он пространственными навыками, способен ли от мыслить творчески и т.п.

Рекомендации

При использовании вспомогательных форм при оценке персонала следует сопоставить ваши наблюдения и факты, качественную и количественную информацию, — только это позволит сделать конкретные выводы.

Общие рекомендации HR-специалистам:

  1. Систематизируйте свои наблюдения и составьте единый физиогномический портрет кандидата, на который вы можете опираться.

  2. Проверяйте гипотезы каждый раз на практике.

  3. Всегда помните, что кандидат также может оценивать вас с точки зрения физиогномики. Будьте объективны.

И еще:

  1. В первые 3-5 минут собеседования сформируйте общее мнение о кандидате — что вы видите, плюсы и минусы.

  2. Далее, в следующие 20-30 минут постарайтесь разобраться в деталях, найдите подтверждение положительным и отрицательным моментам. Например, узкий лоб при низкой линии волос указывает на некоторую ограниченность в интеллектуальных видах деятельности. Если кандидат рассматривается на позицию, где требуется только исполнительность, эта характеристика допустима.

Блеск в глазах говорит о высокой энергетике человека, его сильном внутреннем потенциале. «Потухшие» глаза являются признаком пессимизма, накопления негатива и в целом отрицательно будут сказываться на выполнении обязанностей кандидата.

  1. Не торопитесь с выводами, продолжайте внимательно «считывать» интересующие вас характеристики кандидата до конца собеседования.

  2. Задавая вопросу кандидаты, обращайте внимание на ложную реакцию: движение мускулатуры лица, сужение зрачков, покраснение щек, учащенное мигание.

Организация: Алена Юрова





Камасутра для оратора - Радислав Гандапас




Яндекс цитирования