Журнал Секретарское дело                                           Архив журнала Секретарское дело  О журнале  Реклама в журнале Секретарское дело  Контакты 



 



Адизес ― это новая парадигма управления

Анастасия Лобарева, директор по персоналу компании «ГлавЭлектроСнаб»

Анастасия, чем Вам близок Адизес?

― Адизес выделяет 4 стиля менеджмента: Р ― Производитель результатов, I ― Интегратор, Е ― предприниматель и А ― администратор. Будь то небольшая семейная компания, крупная корпорация или даже обычная семья, Адизес уверяет, что все 4 стиля менеджмента нужны ей в равной степени. Также он говорит, что представленные стили менеджмента индивидуально сочетаются в каждом менеджере, образуя личный персональный код человека.

Существует заблуждение, что можно найти руководителя, у которого все 4 стиля в управлении были бы представлены на 100%. Нет, утверждает Ицхак Кальдерон Адизес, такого идеального менеджера нет. Как правило, у человека один ведущий стиль, остальные его дополняют, образуя индивидуальный стиль управления. К примеру, если человек больше тяготеет к упорядоченности, соблюдению процедур и правил, демонстрирует системный подход, то есть большая вероятность, что перед вами А ― администратор. Если человек больше командный лидер, то это скорее интегратор. В зависимости от личного кода РАEI сотрудник может быть успешен в одной компании и не успешен в другой. Почему?

Потому что у каждой компании есть свой жизненный цикл. И для каждого этапа жизненного цикла нужны свои витамины (Адизес называет PAEI витаминами, которые при грамотном сочетании помогают компаниям выжить). К примеру, стартапу требуются активные предприниматели, ориентированные на ближайший результат это РА__.

Развитая компания на стадии активного роста нуждается в упорядочивании и систематизации бизнес-процессов, а значит, становится важной роль А (администратор).

Итак, три основных принципа Адизеса, которые мне близки:

  • для компании важны все стили лидерства;

  • идеального менеджера не бывает;

  • от того, на какой стадии находится компания, зависит и нужный ей стиль менеджмента.

Анастасия, знаю, что Вы активно внедряли в своей компании принципы Адизеса. Поделитесь опытом.

― С типологией Адизеса я работаю с 2012 года. Его метод помогает нам отбирать лидеров в команду. Мы используем тест РАПИ для руководителей среднего и топ-уровня. И разъясняем каждому кандидату или сотруднику его сильные и слабые стороны, объясняем, что значит его личный код и как использовать его для развития.

Кроме того, мы рассказываем, как эффективно взаимодействовать с теми, кто в команде проявляет другую роль. К примеру, если ваш личный код стиля менеджмента имеет такой вид P__I, то, согласно Адизесу, у вас недостаточно развит долгосрочный фокус предпринимательства и администрирование. При встрече в команде с сильным А - администратором, возможно, возникнет недопонимание. Мы рассказываем, что все типы P, A, E, I между собой конфликтуют ― это тоже нормально. И надо научиться конфликтовать правильно.

Я давно замечаю, что в команде снижается нервозность, люди лучше объединяются в группы, учатся договариваться. Важно донести до менеджеров, что ваши коллеги вас дополняют, но у них свой индивидуальный код и доминирующий стиль, поэтому они говорят, возможно, о том же, что и вы, но используют другой язык. А это значит, что важно научиться это понимание использовать и приходить к консенсусу с коллегами ради общих целей.

Анастасия, а чем Адизес Вам не близок, противоречит вашим представлениям?

― Некая упрощённая универсальность: всего 4 типологии. Человек шире, чем любое разделение на типы и подтипы.

По сути, Адизес делит человечество на 4 части. Это грубая оценка, но она же и универсальная. Если мне нужна более тщательная проработка личностных качеств человека, то я использую другие методики. Но если передо мной лидер либо топ-менеджер, который должен вписаться в команду, то я использую тест Адизеса.

Из опыта могу сказать, что, когда даю человеку обратную связь ― «какая у тебя сильная сторона, какая слабая, над чем стоит подумать, в какую сторону развиваться, какими людьми укрепить команду» ― это очень благотворно влияет на психологический климат. Для топ-менеджера полезно знать свой ведущий стиль лидерства, каких качеств ему не достаёт, какие качества нужны ему в команде, кого он может выбрать своим заместителем. Например, если он слабый А (администратор), но хороший I (интегратор), то ему рекомендуется подобрать заместителя с ведущей функцией администратора, этому сотруднику можно доверить контрольные функции, аналитические.

Какой вопрос Вы задали бы Адизесу при встрече?

― Я бы попросила углубиться в вопрос, как развить «западающий» стиль лидерства у себя. И спросила совета, как правильно сформировать взаимодополняющую команду, если всё-таки стили менеджмента могут меняться, как говорит Адизес.

Наша справка. Компания «ГлавЭлектроСнаб» (г. Новосибирск) занимается комплексными поставками электротехнического и промышленного оборудования. Сайт компании http://gesnab.ru/

Беседовала Ольга Кошарная












Камасутра для оратора - Радислав Гандапас




Яндекс цитирования